Домашнее задание
«Папа у Васи
силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А
продолжение ее?
…Учится папа за Васю весь год.
Где это видано?! Где это слыхано?!
Папа решает, а Вася сдает!
Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как
правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим
чадам-первоклашкам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые
начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы
помогать ему.
Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две
крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже
буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие
не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже
никто не проверял, и ничего – выучился!
Как сохранить «правильный баланс», сопровождая ребенка на пути получения
знаний, подскажут советы психологов.
1. Начало занятий в школе – переломный момент в жизни ребенка, который
до сих пор большей частью только играл и никому ничего не был должен. А теперь
он должен учиться! Эта все чаще звучащая фраза может вселить в
неокрепшую психику ребенка настоящий ужас (страх, панику, оцепенение,
неуверенность в своих силах и пр.). Дорогие родители, в этот трудный период
будьте добры и снисходительны к вашим детям, и тогда ваши отношения обретут
новую силу и новый расцвет. Конечно же, помогайте им, насколько вам позволит время,
только хорошенько определите для себя, в чем конкретно будет заключаться ваша
помощь.
2. Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители так
тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям,
а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что родители
бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей родительской
успешности. Но не стоит забывать, что у разных детей разные способности, разный
природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для
вас должна быть обратная связь с ребенком, вроде «понял – не понял».
Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо от
того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой возможности
старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не зависят от
успеваемости и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в дневнике
появится двойка. Уверенность в вашей любви способна сотворить гораздо больше,
нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают отдельные родители: «Не
будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или «Если бы ты любил маму, папу, ты бы
так не учился». Наоборот, подобные высказывания имеют прямо противоположный
эффект. В сознании ребенка школа
3. Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных
высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения,
типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь
внимателен», «разве так можно?», «сколько раз тебе повторять», «подумай ещё
раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о
том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребенок смог бы
обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её.
4. Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него. Здесь
неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого
начать быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.
5. Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ребенком, и при первых признаках утомления
организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать, надолго
задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле, смотреть по
сторонам – значит, пора сделать «переменку». Предложите ребенку размяться (у
детей быстро затекают мышцы от сидения в одной позе), посмотреть в окошко
(поочередно на дальние и ближние объекты – простейшая гимнастика для глаз) или
же сходить на кухню и взять яблочко, попить водички и др. Своевременно
сделанный перерыв предотвратит переутомление ребенка и позволит эффективно
справиться с уроками.
превращается в то место, из-за которого его могут разлюбить, что порождает
страх и перед школой, и перед учителями, и вообще перед любым процессом
познания.Начало формы
Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним
терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять
своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи,
которая сподвигнет ваше чадо на покорение новых вершин и будет постоянно
поддерживать в нем огонек любви к познанию.
|